«Перспективы развития бухгалтерии, бухгалтерского аутсорсинга и возможные проблемы»

4 февраля на площадке Профсоюза предпринимателей Тольятти обсуждалась тема «Перспективы развития бухгалтерии, бухгалтерского аутсорсинга и возможные проблемы».

Нужно оговориться, что вся информация, представленная на встрече предпринимателей, получена из открытых источников. Все выводы, которые будут озвучены, это выводы, сделанные специалистами Финансово-правового центра «БарС», нашими коллегами и партнерами.

О том, что такое бухгалтерия и ее значимость на сегодняшний день, знает даже тот, кто очень далек от самой бухгалтерии. Практически любой работающий человек, и не важно собственник бизнеса, руководитель предприятия, наемный работник или индивидуальный предприниматель, в большей или меньшей степени связан с бухгалтерией.

Если не брать во внимание, предпринимателей, которые героически совмещают ведение бизнеса и бухгалтерии единолично, коих на сегодняшний день единицы, то можно выделить три вида ведения бухгалтерского учета:

1. Силами штатного бухгалтера (штата бухгалтеров);

2. Заключение договора аутсорсинга с фирмой, оказывающей бухгалтерские услуги;

3. Привлечение удаленного бухгалтера.

Говорить сегодня о плюсах или минусах перечисленных выше вариантах ведения бухучета, мы не будем. Данный вопрос может стать отдельной темой беседы. Но если кого-то заинтересует данный вопрос, можно обратиться к автору (адрес будет указан в конце статьи)и тогда можно получить краткий анализ плюсов и минусов каждого из указанных видов ведения бухучета.

И так, вернемся к теме нашей сегодняшней беседы: «Перспективы развития бухгалтерии, бухгалтерского аутсорсинга и возможные проблемы». Последнее время, а именно с конца 2018 года и начала 2019 в СМИ, с заметной регулярностью и настойчивостью стала появляется информация о «вымирающих профессиях». Так например:

Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Московская школа управления СКОЛКОВО разработали «Атлас новых профессий», созданный в результате уникального для России масштабного исследования «Форсайт компетенций 2030». Один из разделов атласа посвящен «профессиям-пенсионерам», спрос на которые будет неуклонно снижаться к 2020 году, как не соответствующим потребностям лидеров развивающихся высокотехнологичных секторов экономики. Устаревающей профессией № 1, в данном Атласе числится – Бухгалтер.

Информационно - аналитическое издание фонда исторической перспективы «Столетие» (интернет-газета издаётся с 21 сентября 2004 года)

http://www.stoletie.ru/lenta/eksperty_nazvali_ischezajushhije_professii_135.htm

16.01.2019, опубликовала статью под названием «Эксперты назвали исчезающие профессии», согласно которой «В России в ближайшем будущем не будет таких профессий, как водитель, бухгалтер, продавец, кассир, оператор кол-центров. Людей этих специальностей заменят роботы и специальные сервисы».

Не обошли данную тему и более уважаемые и монстры масс-медиа.

МОСКВА, 16 января. /ТАСС/. «Бухгалтеры, кассиры, водители и операторы кол-центров вошли в список профессий, которые в будущем могут практически исчезнуть ввиду существования заменяющих их сервисов. Такое мнение выразили в среду ТАСС опрошенные эксперты». https://tass.ru/ekonomika/6005275

Сайт «Пятого канала»: Исчезающие профессии: сотрудник ДПС, бухгалтер, тур-агент. Кто придет на смену? https://www.5-tv.ru/news/236215/iscezausie-professii-sotrudnik-dps-buhgalter-turagent-kto-pridet-nasmenu/

Говорить о желтой прессе и соцсетях не приходится.

К весне 2019 года, мы поневоле задумались, а не является ли данные статьи и сообщения «началом конца»? Тем более, что поводы задуматься были уже более чем...!

С одной стороны, массовая «агитация» о том, что бухгалтер – умирающая профессия, и очень навязчивая реклама банков «Удобного онлайн сервиса для ведения бухгалтерского, кадрового и налогового учёта» !!!

С другой стороны, Минтруд России издает приказ от 21.02.2019 № 103н «Об утверждении профессионального стандарта «Бухгалтер». Документ зарегистрирован в Минюсте 25 марта 2019 года и уже официально опубликован. Из названия видно, что им утвержден новый профессиональный стандарт «Бухгалтер». Наделав много шума и вызвав споры и неоднозначное толкование, сам по себе «Приказ» совсем не облегчает жизнь бухгалтеров.

А что бы жизнь совсем не показалась медом, 26.01.2018 г. вышло два информационных сообщения Росфинмониторинга о том, что лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, должны подключиться к личному кабинету на сайте Росфинмониторинга, при этом в них отсутствовало уточнение, что данная обязанность касается лишь тех лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами (иным имуществом), указанные в п. 1 ст. 7.1 Закона.

Какие последствия это влечет за собой? Это значит, что все организации/ИП, занимающиеся юридической или бухгалтерской практикой, должны:

- разработать правила внутреннего контроля;

- назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля;

- идентифицировать клиентов;

- документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации правил внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер. Основанием для документального фиксирования, по сути, выступают любые обстоятельства, дающие основания полагать, что сопровождаемые сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (подозрительные операции);

- уведомлять Росфинмониторинг о совершении/возможности совершения клиентом подозрительных сделок - не позднее 3-х рабочих дней, следующих за днем выявления операции (сделки);

- не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом хранить документы и сведения, полученные при исполнении Закона;

- подключиться к личному кабинету на сайте Росфинмониторинга - в целях выявления среди своих клиентов лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также в целях предоставления в Росфинмониторинг сведений о подозрительных операциях.

Таким образом, у юридических и бухгалтерских компаний появляется НОВОЕ большое направление работы – соблюдение требований Закона № 115-ФЗ. Штрафы за нарушение требований Закона высокие, минимум для юридических лиц и ИП – 50 000 руб. (ст. 15.27 КоАП РФ).

Ну и в дополнение вышесказанному, в судебной практике появился опасный прецедент для всех бухгалтеров страны. Суды готовы взыскать с бухгалтера долги компании. Речь идет о Галине Ахмадеевой, с которой пытаются взыскать 5,7 млн руб. (А60-1113/2015, Постановление № 39-П от 08.12.2017). Это самое нашумевшее дело, но увы не единственное.

Ну и конечно ко всему вышеперечисленному нужно добавить «обычные изменения в налоговом законодательстве». (перечень изменений с ссылками можно запросить индивидуально)

Таким образом, как мы видим, жизнь у бухгалтеров становится день ото дня все сложней и сложней. Оплата труда бухгалтера не растет, а вот степень нагрузки и ответственность в разы и разы увеличивается. Отсюда и вопрос: «Как быть дальше? И что делать?»

Мы считаем, что если тенденция будет продолжаться, а признаков улучшения ситуации в сторону «послабления» не наблюдается, то вся «бухгалтерия» будет передана аутсорсинговым компаниям. И вот почему. Во-первых, «проконтролировать» крупную компанию значительно легче, чем «незаметного удаленного бухгалтера». Особенно если эти «крупные компании», например, «наградить» лицензиями, которые естественно будет выдавать «ЦБ»…

Но, как ни странно, именно в этом, то есть в передаче бухгалтерии на аутсорсинг, и кроется выход из сложившейся ситуации. Вернее, не совсем выход, а лишь первый шаг к выходу. И вот почему:

Во-первых, любая аутсорсинговая компания, оказывающая услуги по ведению бухгалтерии, имеет гораздо больший потенциал, чем даже штат бухгалтеров, но узкоспециализированных согласно профилю своего предприятия.

Во-вторых, самостоятельная компания, в отличие от штатной бухгалтерии, имеет гораздо большую степень свободы для вступления в различные объединения союзы и прочие независимые организации. А это как раз и является вторым шагом для выживания в сложившихся условиях.

И на наш взгляд, наиболее перспективным союзом под чьим флагом стоит объединить свои усилия, это «Профсоюз предпринимателей России». Мы считаем, что, лишь объединившись, объединив свои знания и опыт, а также обмениваясь накопленным опытом, мы сможем адаптироваться и выжить в столь стремительно меняющейся экономической обстановке, которая к сожалению, складывается не на пользу предпринимателей, а соответственно и не в плюс бухгалтерам, без которых, не смотря на указанные выше заверения, предпринимателям не обойтись ну как минимум ближайшие годы.

Директор ООО «Финансово-правового центра «БарС», Малахов Сергей Юрьевич.

sm063@inbox.ru

Просмотров: 4
  • Grey Vkontakte Icon
  • Grey Twitter Icon
  • Grey LinkedIn Icon
  • Grey Facebook Icon
  • Серые Одноклассники Иконка

© 2019. Профсоюз предпринимателей России